Обои различаются:
Особенности: еще не разработан и не внедрен способ цифровой печати металлизированными красками – серебряной и золотой, и перламутровыми красками).
Первые обои изготавливались на довольно толстой бумаге ручной работы и запечатывались густыми, насыщенными красками натурального происхождения – гуашью, темперой. Эта технология сохранялась вплоть до середины 20 века, изменялись лишь способы нанесения краски – от ручного к машинному. Технологией можно объяснить и дизайн обоев: плоскостные рисунки (иллюзия объемного изображения могла быть достигнута только наложением оттисков разной светлоты одного цвета, количество красок при этом могло достигать 25-30), насыщенные темные непрозрачные тона, плотные пятна белой краски с характерными потеками «лепком» (от слова «лепить»). По технологии краска переносилась на бумагу выпуклыми частями печатного вала сквозь сукно. Основы для размешивания красок позволяли получать богатейшие сложные оттенки, которые не тускнели со временем. В залах Останкинского дворца графа Шереметьева, который никогда не отапливался, по сей день сохранились великолепные обои на стенах и потолке, поражающие богатством красок. Но это была очень затратная технология, с высокими отходами, с «мокрыми процессами» (требующими большого количества воды). Развитие печатных технологий в целом продиктовало большую массовость печатных изделий, удешевление технологий, уменьшение наносов краски. Основной влияющий фактор – развитие полиграфии, рекламы и упаковки. Обойная отрасль взяла новые технологии из сопредельных отраслей. При современном глубоком способе печати по бумаге краска передается из вогнутых мельчайших ячеек печатного вала, невязкими красками на прозрачном связующем. Наносы красок измеряются микронами. Таким образом, обои двадцатого века стали в основном светлыми, с передачей плавных полутонов, и дешевыми – доступными любому покупателю.
Одновременно с развитием полиграфических технологий изменились и материалы. В обойную отрасль триумфально вошел винил и занял лидирующие позиции во всем мире. Это объясняется очень просто – красотой и прочностью виниловых покрытий, а также многообразием способов нанесения винила на бумажные полотна. Виниловые покрытия и краски можно тиснить различными способами, вспенивать, комбинировать разные технологии. Винил дает насыщенные глубокие оттенки красок, прекрасно передает блеск золотых и перламутровых красителей. Шелкография – это тоже винил, нанесенный на бумажную основу тонким слоем и тисненый горячим способом, при этом тиснение представляет собой тончайшие штрихи. Перламутр при таком тиснении играет в свете, как шелк. Единственный минус винила – его неэкологичность. Какой рекламой ни превращай винил в «экологически безопасный» материал, он все равно остается химическим пластификатором, не пропускающим воздух и пар, и при нагревании и горении выделяющий опасные для жизни человека вещества.
В настоящее время обойная промышленность активно заменяет бумагу флизелином, как в качестве основы для виниловых обоев, так и в качестве самостоятельного материала. Флизелин – ближайший родственник бумаги. Как и бумага, изготавливается из волокон целлюлозы. Если в бумаге применяются короткие волокна, расположенные в бумажной массе в хаотичном порядке, то для производства флизелина применяют длинные волокна в определенном направлении. Этим объясняются высокие потребительские свойства флизелина: его прочность, мягкость, воздухопроницаемость, экологическая безопасность, простота монтажа (наклеивания). По прогнозам, флизелин и далее будет активно вытеснять бумагу из производства обоев, и будущее – за ним и его модификациями.
История обоев началась в Китае около 200 года да нашей эры, когда древние китайцы изобрели рисовую бумагу, а потом стали оклеивать ею стены жилищ. Примерно в 105 году нашей эры китайцами же был изобретен способ изготовления бумаги из текстильных отходов. Обои как отделочный материал были завезены в Европу именно из Китая.
Самый ранний фрагмент европейских обоев был найден в Колледже Кэмбриджского университета в Англии и датируется 1509 годом. Первые европейские обои были заменой более дорогим тканям, которыми во дворцах знати обивали стены. Но вскоре европейцы оценили обои как самостоятельный материал и стали приобретать их ради их неповторимых качеств. Самыми дорогими, красивыми и трудными для изготовления были комплекты панорамных обоев. Это были полотна, рисунок на которых не повторялся и собирался в единую панораму – в основном морские виды, изображения садов или другие ландшафтные виды. Такие обои изготавливались полностью вручную.
В 17 веке во Франции были изобретены доски-матрицы для печати обоев. Под каждую краску оттиск вырезался на отдельной доске, сверка рисунка производилась совмещением отпечатков шляпок гвоздиков, забитых в углы матрицы. Матрицу оттискивали на полотне и перемещали дальше, так запечатывали длинные полотна.
В 18 веке в Англии был изобретен способ печати обоев рулонами, переносом краски с печатных валов.
Вообще, Англия и Франция всегда соперничали в обойном деле. Италия, Германия, Украина, так же, как и Россия, стали сильными игроками на рынке обоев только в наши времена. Россия стала производить свои обои в первой половине 18 века, но развилось это производство только спустя век, а до того знать оклеивала свои дворцы и поместья «французскими бумажками».
Московская обойная фабрика зарегистрирована в Торговом Реестре в 1863 году. Принадлежала она купчихе Дмитриевой.